Малыши растут не по дням, а по часам и это не просто слова, а констатация факта. Вы даже удивитесь, как быстро они схватывают новую информацию и овладевают навыками.
Развитие детей происходит в трех основных сферах: когнитивной (развитие познавательных функций, мозга ребенка и навыков мышления) физической (рост и развитие мышц), эмоциональной (развитие социальных навыков, моделей поведения и способности эффективно проявлять эмоции).
Когнитивное развитие
- малыш пытается повторять звуки - ребенок до года не всегда может правильно воспроизводить все звуки, но запоминает их и распознает; также может повторять звуки, которые слышит от Вас в процессе игр и повседневной жизни;
- активно обращает внимание на вещание окружающих - появляются попытки говорить мама, папа;
- ребенок повторяет жесты - начинает махать ручкой приветствуя и прощаясь;
- осваивает навыки хватания - маленькие пальчики начинают набираться навыков осторожно брать предметы и маму за пальчик, а не щипать в надежде что-то схватить;
- малыш до года осваивает способность легко находить спрятанные предметы;
- запоминает места где постоянно находятся те или иные вещи - это признак развития зрительной памяти;
- дети учатся ассоциировать предметы с их названиями - дети до года способны легко запомнить названия нескольких предметов и находить их во множестве других вещей;
- правильно использует предметы - понимает, что ложечка нужна, чтобы есть; чашечка, чтобы пить, расческа, чтобы причесываться и тд;
- учится исследовать объекты разными способами - трясти, стучать, бросать, но и иногда на вкус
Физическое развитие связано с развитием мышечной системы малыша, его ростом и нужным набором веса. Основными показателями являются:
- способность самостоятельно садиться - малыш может долго не проявлять интереса к этому процессу, но однажды вас удивит и сядет без посторонней поддержки - в среднем это может быть 4-7 мес;
- ребенок становится на ноги с посторонней помощью - начинает опираться на различные объекты, поскольку мышцы и суставы уже достаточно развиты, чтобы поддерживать тело и давать хоть какую-то равновесие;
- ребенок пытается ходить, используя поддержку;
- появляются порывы пройтись самостоятельно и сделать несколько хоть и не очень уверенных, шагов;
- приобретает навык хватать - захватывает предметы, вытаскивать игрушки из корзины и тд;
- указывает указательным пальчиком на предметы и направления;
- до годовалого возраста у малыша прорезываются три пары зубов: нижние и верхние центральные, боковые резцы;
- улучшается зрение - развивается зрительно-двигательная координация;
Показатели социального и эмоционального развития
Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, моделей поведения, способности эффективно выражать эмоции. До 1 года ребенок начинает:
- подражать поведению взрослого в элементарных бытовых действиях, в самообслуживании; наблюдать за реакцией взрослых в различных бытовых ситуациях; дифференцировать эмоциональное состояние взрослого (дедушка сердится, мама плачет)
- повторять действия, вызвавшие смех, радость; играть со своим отражением в зеркале; четко проявлять свое эмоциональное состояние мимикой, двигательными и голосовыми реакциями: робость, застенчивость, интерес;
- знакомиться с фотографиями близких, учить узнавать их, рассматривать в книгах и журналах предметы с четкими контурами, наблюдать за взрослым, когда он пишет и рисует;
- находить источник звука, спрятанного за спиной; проявлять интерес, прислушиваться, когда произносят незнакомые слова;
- развивать умение ставить кубик на кубик, собирать предметы в коробку, катить мячик в паре со взрослым;
- самостоятельно играть (катать машинку, прикладывать телефон к уху, качать куклу) искать спрятанную под одеялом игрушку; прятаться за платком;
- расширять опыт активного взаимодействия с незнакомыми взрослыми;
К концу года рост ребенка увеличивается вдвое, масса тела - втрое. У нее развита сенсорно-чувственная сфера: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы. Ребенок этого возраста овладевает: прямохождением, простыми результативными предметными действиями, действиями соотнесения с двумя предметами, увеличивается количество и качество предметных действий; овладевает основной формой активной познавательной деятельности - обследованием предметов. Учится приседать, подпрыгивать, ползать, пролезать через препятствие, ходить приставным шагом; подражать поведению взрослых. Формируется координация движений всего тела: головы, туловища, шеи, глаз, рук и ног. Движения и действия становятся основным средством познания окружающей среды; развиваются ранние формы наглядно-действенного мышления; понимает содержание простых стихов, рассказов, сказок в сопровождении наглядности; рассматривает предметные картинки, узнает изображенные на них предметы. В активном словаре ребенка насчитывается 10-15 слов.